Дмитрий ЗАХАРОВ
"Большая" литература сейчас
напоминает подъезд неподалеку от пивного ларька"
интервью с А.Лазарчуком
Еще недавно Андрей Лазарчук был красноярским
автором. Но три года назад перебрался на берега Невы. И теперь,
выходит, петербуржец.
Он - представитель немногочисленной когорты профессиональных
писателей, то есть тех, кто зарабатывает на жизнь именно написанием
книг. Считается, что фантаст. Однако когда его так называют,
Лазарчук улыбается. Говорит, критиков хлебом не корми - дай все
поделить на "большую" и "недолитературу".
А еще говорит, что своим себя в Питере не
считает. Мол, и в Красноярске не было такого ощущения, хоть и
родился там, и вырос... "Я, - объясняет Андрей Лазарчук, -
достаточно замкнутый человек".
Наверное, это место жительства накладывает отпечаток. Вот и на
вопрос, что о Красноярске слышали "среднестатистические" питерцы,
отвечает: представление они какое-то имеют - более определенное, чем
москвичи, которым что Красноярск, что Хабаровск: Но интереса не
испытывают.
Без Хэмингуэя и Достоевского
- Андрей Геннадьевич, неоднократно
приходилось слышать от преподавателей гуманитарных факультетов: мол,
"настоящие" произведения сейчас не публикуются. Их "настоящие" же
писатели складывают в стол. И ждут. Так вот, где, по Вашему мнению,
эти столы стоят? И когда "время вынимать камни"?
- Полный бред, нет смысла комментировать.
Преподаватели абсолютно не в материале.
- Но все-таки, что сейчас с нашей
отечественной литературой? Мы тут с другом сидели и пытались
вспомнить хоть одну фамилию "национального масштаба", появившуюся за
последние десять лет. Не вспомнили. Может, Вы поможете нашей памяти?
Или поделитесь соображением, куда же писатели подевались.
- У меня нет сколько-нибудь связных соображений
по этому поводу, просто я вычеркнул бы из вопроса слово
"отечественной", а "десять" заменил бы на "сорок". Как-то это
связано с востребованностью. Хэмингуэй не прославился бы в
сегодняшней Америке, Достоевский не выжил бы в России. С другой
стороны, отсутствие Великих Писателей есть симптом того, что
общество перестало испытывать нужду в Великих Идеях - то есть
большие потрясения нас не ждут. Что само по себе и не плохо. Хотя
скучно.
- И тут же. Считается, что, скажем, в
70-80-е в музыке были "попса" и "андеграунд". Потом это все
перемешалось в единую кашу, и мы ее до сих пор потребляем. В
литературе вроде тоже было какое-то деление. А теперь что же,
"рок-н-ролл мертв", эпоха "роко-попса"?
Или вообще эра "литературной попсы"?
- Сейчас действительно происходит смешение,
переплавка, взаимопроникновение жанров. Вероятно, скоро произойдет
новое разделение, кристаллизация. Всему дадут новые имена, и новые
поколения критиков будут иметь свой кусок пирожка.
Но ни к качеству литературы, ни к ее роли в жизни все это не имеет и
не будет иметь ни малейшего отношения.
- А вообще, вам не кажется, что мы все
попали в абсолютный штиль. Писатели воспроизводят сами себя. По
кругу. Новый роман Пелевина - повтор. Новый роман Стругацкого (что
очень обидно) - повтор:
- Вообще-то не по кругу, а по крутой нисходящей
спирали... Но предел погружения, безусловно, существует, и будет
дно. От которого можно оттолкнуться.
Надеюсь, что это еще кому-то будет нужно.
- Есть такое соображение, вовсе не мной
придуманное. Поэзия проиграла конкуренцию новым "энергоемким"
жанрам. Музыке, в ее современном виде, например. И поэтому ушла со
сцены. Очередь - за прозой.
Насколько обоснована, на Ваш взгляд, такая позиция?
- Совершенно не обоснована. Это простейший
экстраполяционный прогноз, сделанный по последним наблюдениям. Все
подобные прогнозы отличаются тем, что никогда не сбываются.
Но я вовсе не хочу сказать, что все останется таким, как есть.
Просто пользоваться понятиями наподобие "энергоемкий" и "сошел со
сцены" глупо. Ситуация этим не проясняется, а только запутывается.
Никто не помнит, когда должен был окончательно испустить дух театр?
Или исчезнуть живопись?
Книга и зубная паста
- Профессиональные писатели - кто они? Сразу
вспоминается: "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать".
Однако лично мне в последнее время кажется, что предмет торга - это
зачастую именно "вдохновенье". То есть, тебе говорят: напиши нам
роман со звездолетами, трудными альфа-центаврийскими буднями и чтобы
там свергли диктатора.
Я сильно утрирую? Или подобные картинки рождаются только в
параноидальном сознании Дмитрия Захарова?
- Насколько мне известно, бывает решительно
все. От ситуации: "мы вам даем кучу денег, а вы нам что-нибудь
пишете" до той, что описана у Кинга в "Мизери". Но это скорее
характерно для так называемой "жанровой литературы"; в "большой
литературе" играют по другим, более изощренным, правилам.
А в общем, повторяю, бывает все, что мы можем
вообразить. И не исключено, что кое-чего мы вообразить не в
состоянии.
Дело в том, что книга стала точно таким же продвигаемым на рынок
продуктом, как зубная паста. Могут быть разные рецепты изготовления,
разные рекламные кампании. Автор может быть задействован в них, а
может и не быть. Иногда предметом рекламы становится сам автор -
взять этого, как его... ну, птица такая, гадит в гнезде и все
крадет...
А, в общем, есть такой прекрасный роман Фрица Лейбера - "Серебряные
яйцеглавы". Рекомендую. Там это со вкусом, подробно и очень весело
описано.
- Андрей Геннадьевич, такой вопрос. А
никогда не было чувства, что все. Планка. Мол, я добился в этом
жанре всего, чего можно было добиться. Или - я написал свою лучшую
вещь?
- Я бы сформулировал иначе: "Все смертельно
надоело, надо заняться чем-то новым".
Но если полежать на диване, это проходит.
Если серьезно, то я все еще считаю, что по-настоящему не брался за
дело - а только качал мускулатуру. Лежа на диване, естественно.
- Говорят: талант всегда найдет себе дорогу.
И что же, находит?
- "Вода дырочку найдет". Но лучше, если процесс
будет в пределах приличий - и, так сказать, подконтрольный сознанию.
А то последнее время с этим проблемы, в моде спонтанность - поэтому
"большая" литература сейчас напоминает собой подъезд неподалеку от
пивного ларька.
- В тему. Наш общий знакомый Саша Силаев
только что получил, пожалуй, одну из самых престижных литературных
премий - "Дебют". И что? На него посыпались предложения
публиковаться? Ну, хорошо, у Саши и до премии выходила книжка. А
есть, например, победитель "Дебюта" позапрошлого года Сергей
Шаргунов. Констатировали: очень талантливый молодой автор. И где его
"собрание сочинений"?
- По-моему, Силаев и до "Дебюта" опубликовал
все - в журналах. Но это так, в сторону - а по существу: никакие
награды, премии, титулы и прочая пыль не влияют на издательскую
судьбу. Это абсолютно независимые потоки реальности.
- Мне-то кажется, что ситуация очевидна.
Издательствам "оригинальные" авторы нужны так же, как китайцам
желтуха. Чтобы попасть в обойму, следует писать максимально
форматно, то есть, скажем, косить под Бушкова, Сорокина,
Стругацкого, наконец. А иных вариантов нет.
- Знаешь, ты немножко прав, но в основном нет.
Главная ошибка - считать, что издательствам вообще нужны авторы -
любые. Если бы удавалось получать новые рукописи, минуя такую
дурацкую инстанцию, они давно бы это сделали. Им не нужен ни Бушков,
ни Сорокин, ни я, ни Силаев. Лишняя деталь. И говорить об "обойме" в
наше время тоже достаточно бессмысленно. "Обойма" - понятие
десятилетней давности.
Никакой другой функции, кроме зарабатывания денег, издательство не
исполняет. Книжки - это побочный продукт. Смотрят так: удастся
продать или нет? Если да, то как много? И это все. Никаких тебе
обойм. Да, есть понятие брэнда, раскрученного автора - но их
единицы. Девяносто девять и девять - это авторы без имени, только с
фамилией: И они издаются.
"Может быть, мы их просто проигнорируем?"
- Ваше поколение писателей очень часто
упрекают в "мрачности". Постоянно сталкиваюсь с такими оценками в
журналах, на литературных сайтах. Дескать, все у "учеников
Стругацких" муторно, прямо ложись и умирай.
А так, мол, каждый может. Вот написать светлое и оптимистичное
полотно никому не по силам. Что же "большому и светлому" мешает?
- Прежде всего настроение читателя, который
раздражен и мрачен, и страшно хочет, чтобы его в этой мрачности
ублажали. Вот написал Барон (Алексей Барон - красноярский фантаст)
утопию, причем хорошо написал - и где пресловутый общественный
резонанс? Мы с Ирой (супругой Ириной Андронати) пишем сейчас
вполне светлые и оптимистические вещи - и нас обвиняют в измене
принципам...
А, в общем, я согласен: писать "чернуху" легко,
издают ее охотно - это верняк, - а читатель хавает и балдеет. Ладно,
переживем и это. Еще пару лет назад было хуже. Главное мы все-таки
сделали: уцелели под страшнейшим натиском с Запада. Не без потерь,
но уцелели. Отстояли позиции, можно сказать. Остальное рано или
поздно приложится.
- Долгое время спорили: есть постмодернизм
или нет его. Постмодернисты смеялись. Теперь спорят: закончилась
эпоха постмодерна или нет. Ерофеев говорит: "говноедская позиция
постмодернизма":
И что же тогда дальше?
- Недавно был на встрече с Робертом Шекли. Ему
очень долго задавали исключительно умный вопрос - что-то о новых
технологиях в деле управления народами, электронных правительствах и
так далее. Он выслушал все это и сказал: "Может быть, мы их просто
проигнорируем?"
Умный и тонкий человек.
- Вы сами-то кого в последнее время читаете?
- Как всегда, бессистемно. За последнюю неделю:
Дэвида Вебера (рекомендую; правда, издали всего два тома, а я уже
прочитал восьмой), Грейвса, Тацита, Прашкевича, Ле Карре "Маленькую
барабанщицу" (раз пятый уже)...
О заповедном
- Происходящее в телевизоре, в газетах, за
окном, наконец, влияет на творчество? Ну, то есть, не "гражданина",
а писателя Лазарчука это задевает?
- В телевизоре у нас в основном всякое кино,
газет не существует, а за окном стоит лес. Так что да - влияет, и
самым положительным образом.
- Андрей Геннадьевич, писателей принято
спрашивать о заповедном: как быть, что делать, едят ли курицу
руками: Вы, случаем, ответов на эти вопросы не знаете? Интеллигенция
ждет, говорят.
- Главное знаю: курицу руками едят. Так и
передайте интеллигенции. Но перед этим руки надо бы мыть. С мылом.
Это к вопросу "Что делать?"
Беседовал Дмитрий ЗАХАРОВ
Опубликовано в газета "Ориентир" ? 4 (2004 год)
Здесь - авторский вариант |