Интервью с Владимиром
Ларионовым, 2001 год
1. В вашем романе 'За право летать' земляне
бьются не на жизнь, а на смерть с инопланетной расой имперцев,
негласно использующих человечество, как источник генетической
подпитки. В финале Земля уверенно подписывает с униженной Империей
договор о своей полной независимости: Нет ли здесь намёка на
имперские мотивы в творчестве некоторых писателей-фантастов и на
реальных отечественных имперцев, в частности, объединившихся в
литературно-философскую группу 'Бастион'J? (Бастионовцы обеспокоены
и спрашивают: 'Что вы имеете против идеи империи?'J).
И.А. Во-первых, до финала еще далеко. Мало ли
какие договора кто с кем подписывал.
А.Л. А во-вторых, почему бы группе "Бастион"
Что, по вашему мнению, происходит с
отечественной фантастикой в последнее десятилетие (с момента
прекращения существования империи под названием Советский Союз)?
Пошла ли фантастике на пользу полная свобода и отсутствие
навязываемой идеологии?
А.Л. Достаточно посмотреть на книжные прилавки,
чтобы раз и навсегда перестать задаваться этим вопросом.
Что Вы думаете о тенденциях современного
развития отечественной фантастики?
А.Л. - Абсолютно ничего не думаю.
Существует мнение, что фантастика при всей её
научности является самым религиозным видом литературы после
собственно религиозной литературы. 'Беллетризованное описание
желательных и нежелательных миров, есть не что иное, как молитва о
ниспослании чего-то, или сбережении от чего-то: Серьёзная
фантастика: это шапка-невидимка, в которой религия проникла в мир
атеистов:' (В.Рыбаков). Прокомментируйте, пожалуйста.
А.Л. - Точка зрения вполне аргументированная, а
значит, имеет право на существование. Как, впрочем, все другие
аргументированные точки зрения. Скажем, Логинов не любит Льва
Толстого и объясняет, почему. Толстой не любил Шекспира и тоже
внятно объяснял, за что. А мне нравятся все трое. Это
неразборчивость или плюрализм?
И.А. - Атеизм и сам по себе - одна из самых
неистовых и тоталитарных религий. А из тезиса Рыбакова вытекает, что
фантастика в нашем мире является прямой наследницей научного
коммунизма.
А.Л. - Глубоко религиозный Станислав Лем
И мне странно думать, что в истории развития
религии фантастика подхватила эстафету у науки под названием
"марксизм-ленинизм",
Кого из нынешних авторов (имею в виду
фантастов) вы бы отметили особо?
А.Л.
И.А. - Логинов. Лукин. Вообще, когда говоришь о
своих, всегда опасаешься кого-то хорошего пропустить. Поэтому ставим
многоточие и переходим к иностранным: Хайнлайн, Джордж Мартин, Майкл
Крайтон, Дэвид Брин, Кэтрин Куртц...
Как вы относитесь к нефантастам в фантастике?
(Примеры: Т.Толстая 'Кысь', П.Крусанов 'Укус ангела').
А.Л. Эти ребята напоминают мне "нового
русского", который за большие бабки купил барабан Страдивари.
И.А. А я вот никак не могу решить, как мне
относиться к тому факту, что без Успенского" никакой "Кыси" бы не
было и быть не могло. Хоть бы спасибо сказала, что ли...
Совсем неоригинальный вопрос: как вы пишете
вдвоём? Кто бегает по редакциям, а кто стережёт рукописиJ?
А.Л. - По редакциям бегает
The BAT, а рукописи стережет CD-RW.
А пишем всеми возможными способами - за одной машиной, параллельно
на разных, по очереди... Безжалостно правим друг дружку. Главное -
обязательно проговариваем каждый эпизод, даже те, которые не входят
в повествование, зато важны для мироощущения и как-то влияют на
происходящее.
И.А. - А еще с большим интересом сейчас
выслушиваем знакомых, которые нам объясняют, как именно мы пишем
вдвоем и что именно кто из нас писал. J
Вопрос к Андрею: что тебе даёт работа с новым
соавтором? (На творческом вечере об этом уже спрашивали, спрошу ещё
разок, теперь для 'Звёздной дороги'J В.Л.)
А.Л.
Космическая опера 'За право летать' заявлена
вами, как первый роман из цикла 'Космополиты'. Сколько романов будет
включать в себя этот цикл? Пишется ли продолжение?
И.А. Пишется, именно сейчас. Сколько романов -
пока не известно, мир получился интересный и многообещающий. Кроме
того, есть обязательства в рамках жанра: например, Империя
обязательно должна нанести ответный удар. И во втором романе она
этого сделать не успевает...
Не кажется ли вам, что сюжет вашей первой
совместной книги сложноват для жанра космооперы, а сам роман
перегружен персонажами, идеями и событиями?
А.Л. - По-моему, если бы я написал телефонную
книгу, про нее тоже сказали бы, что она перегружена лишними
персонажами, идеями и событиями.
И.А. - Мы писали то, что хотели бы прочитать
сами. И вообще, как мне кажется, космическую оперу несправедливо
оболгали и опустили. Нас заставили привыкнуть, что в книжке должно
быть полторы сюжетных линии и шесть героев, различаемых по цвету
одежды, а также обязательный звездолет против светодиодного меча или
лазерной рогатки. Но космическая опера - важны оба слова -
подразумевает определенные каноны и определенные правила игры, в
рамках которых мы, собственно, и работали.
В романе с большой симпатией описаны
несравненные коты-разведчики эрхшшаа. Заметно, что представителей
рода кошачьих вы уважаете. У Марины и Сергея Дяченко магический кот
Дюшес выступает в роли полноправного соавтора. А у вас коты (не
обязательно соавторы) в доме есть?
А.Л.
Над чем сейчас работаете? И ещё: Андрей, ты
как-то говорил о возможном третьем романе совместно с Михаилом
Успенским:
Желаю вам творческих успехов и жду новых
произведений, написанных дуэтом и сольно. (Если придерживаться
терминологии известного музыкального критика С.БережногоJ).
Некоторые авторы забавляются тем, что
имплантируют в свои фантастические миры реальных людей или
используют в произведениях подлинные имена лиц из фэн-тусовки.
Хрестоматийный пример - постоянно утилизируемый фантастами Юрий
Семецкий, популярности которого часть фэндома отчаянно завидует, а
другая часть (и я в том числе) - искренне сочувствует. В вашей книге
тоже есть узнаваемые герои (например, Коля - 'обладатель редкостной
древнекитайской фамилии Ю-ню'). Скажите что-нибудь по этому поводу.
И.А. - А что говорить... Хорошая фамилия.
|