Интернет - это
полезно, но обжираться не стоит
Андрей
Геннадьевич Лазарчук - один из ведущих отечественных писателей,
работающих в жанре философской и литературной фантастики. Родился в
Красноярске. Окончил Красноярский медицинский институт - 'кузницу
красноярских писателей', работал по профессии. С 1989 года -
профессиональный писатель. В 1992 году окончил Московский
литературный институт. Участник "Малеевских" и "Дубултинских"
семинаров. Член жюри премии "Странник". Лауреат многочисленных
литературных премий.
Ира Андронати -
спутница Андрея. Родилась в Одессе. Закончила Одесский университет,
по образованию биолог (чему сама верит уже с трудом, тем более что
одновременно с обучением вела театральную студию). В Питере с 1991
года. Литературный редактор, работала в издательстве "Terra
Fantastica" и в 'оЗоне'. Один из авторов и редактор серии
новеллизаций "X-Files". Автор книги стихов "Круговорот" (1999).
Когда берешь
интервью у писателя (и уж тем более у такого, как Андрей Лазарчук),
главное расслабиться, не надо пытаться выяснить, докопаться: Этот
процесс - разговора с творцом - можно описать так: 'не ищите
решение, ищите процесс поиска решения'. Потому что, чем больше тебе
дают ответов, тем больше возникает вопросов. Поэтому приготовьтесь:
А, еще -
чуть-чуть вступления: Это интервью нужно во многих местах пересыпать
смайликами (Андрей и Ира много и у с удовольствием смеются), но ради
экономии журнальных площадей мы этого делать не стали. К слову,
любимый смайлик Андрея ':Ъ'.
Артур Гавриленко
'Мир I':
Андрей, какое у вас отношение с миром виртуальным, с самим миром
Интернет?
Андрей: С
Cетью?
Ну, во-первых, она не развита. А во-вторых, я стараюсь ограничить
свое общение в
Cети,
потому что она -
Cеть
- слишком давит на восприятие всего остального.
'Мир I': Как же
это происходит, какие у Интернета для этого методы?
Андрей: Методы:
кажущаяся объективность и чрезвычайно высокая оперативность.
Проходит очень немного времени, и ты начинаешь ощущать себя в центре
событий. А когда ты трезво, рассудочно анализируешь свое присутствие
в
Cети,
начинаешь понимать, что накачиваешься массивами информации, которые
никогда не сможешь проверить. Соответственно, доверяя тем ощущениям,
которые у тебя складываются при общении с миром Интернета, ты
рискуешь очень многим, и прежде всего, собственной целостностью.
Лично я
ограничиваю свое общение с Интернетом тем, что выдергиваю из него
целенаправленно то, что в какой-то момент требуется. Даже как
энциклопедию я использовать Интернет не могу - слишком много
искаженных сведений.
'Мир I': Если
свести ваши рассуждения к лозунгу, это будет звучать так: 'Интернет
- это вредно!'
Андрей: Нет,
Интернет - это крайне полезно. Но явление это сложное, к нему нужно
подходить осторожно.
Ира: Во, другой
лозунг 'Мороженое - это вкусно, но обжираться им не стоит'.
Андрей: В
Интернете не общаемся, своей странички даже не завел: В лом делать,
даже понимаю, что нужно, но неохота.
'Мир I': А как
насчет ФИДО?
Андрей: ФИДО -
классная штука, но отнимает очень много времени. Поэтому совершенно
сознательно сейчас туда не лезу. Вот закончу роман, может быть, и
вернусь в ФИДОшку.
Ира: Потом в
ФИДО сформировалась особая сетевая культура, которой в Интернете
нет. Сейчас она размазалась до того, что в Интернете надо говорить
'Вы', а в ФИДО - 'ты'. Человек, пришедший из ФИДО, в Интернете всем
хамит, а человек из Интернета в ФИДО вызывает негативную реакцию.
Почему это ты меня оскорбляешь, что я тебе сделал, что ты мне сказал
'Вы'? 'Вы' - это утонченное оскорбление ФИДОшника. 'Что ВЫ хотели
этим сказать', значит, что тебя изощренно назвали кретином.
'Мир I': Есть ли
такой феномен, как сетература?
Андрей: Нет.
'Мир I': Нет как
сетературы или его нет как феномена?
Андрей: Как
феномена. Сетература сейчас - это самиздат, который существовал
всегда.
Ира: С точки
зрения доступности - это феномен, сейчас любой может вывесить фигню
в режиме 'доступно для всех на Земле'.
Андрей: Разница
сетературы и самиздадта только в тиражах, а по сути - то же фуфло,
что и раньше.
'Мир I': А как
вы относитесь к таким экспериментам в Сети, которые проводили
товарищи Стивен Кинг, а потом и Лукъяненко с 'Прозрачными витражами'
(когда в Сети печатался фрагмент текста, а читатели присылали автору
свои пожелания или возможные линии развития сюжета)?
Ира: Эти
товарищи ничего нового не выдумали. Была ведь 'Пионерская правда' с
Киром Булычевым, где после каждого выпуска читатели писали тонны
писем автору, подсказывая, что может дальше произойти с персонажами.
Причем, Булычев эти письма читал и, делая поправку на детские ляпы и
неточности, все же использовал идеи молодых читателей.
Андрей: А Кинг
тоже не ставил никаких экспериментов, он делал то же самое, что
когда-то делал любой романист, печатавшийся в газетах со словами
'Продолжение следует'. Во всех эти случаях нет ничего нового, кроме
использования техники. Это не сетература. Нужно понимать, что
выкладка литературных материалов в Сети - это одно, а создание
произведений, предназначенных специально для Сети (это и есть -
сетература), - совсем другое. Сетература - это то, что невозможно
напечатать на бумаге, что возможно только в Сети. Например, создание
одного произведения десятками авторов, чего в жизни никогда быть не
может.
'Мир I': Ну,
что-нибудь еще плохое про Интернет расскажите! Пусть читатели
разочаруются в Сети! Интернет разрушает личность и прочее:
Ира: А разве мы
плохое рассказываем? Просто трезво рассуждаем. А насчет разрушения:
так это свойства личности, а не свойства Интернета. Разрушать
личность можно, глядя в телевизор, читая газету или ругаясь с
соседкой.
'Мир I':
Правильно ли я понял, что, исходя из минусов Интернета (в вашем
понимании) - легкодоступность, легконаполняемость, огромное
количество источников информации, чрезвычайная эмоциональность:
нужно этот Интернет цензурировать?
Андрей: Нет, ты
неправильно понял. То, что ты перечислил, - это не недостаток
Интернета, а его особенности. Тем более! Ни в каких смыслах нельзя
Интернет цензурировать. Ничего нового не скажу, но самая главная
цензура - это самоцензура.
'Мир
I':
В чем для вас необычность Интернета?
Андрей: В том,
что Интернет не никем был предсказан. 'Создание глобальной
информационной сети' - такого не было.
'Мир I': А у
Стругацких ведь был БВИ (Большой всепланетный информаторий):
Андрей: Не то!
Это просто справочная. Тебе дают конкретный ответ на любой вопрос. А
Интернет, он дает любой ответ на любой вопрос.
'Мир I': В этом
случае нужно вспомнить Шекли и его 'Ответчик'. О.К. А на какие
ресурсы регулярно заходите? Может, 'клубничка' какая?
Андрей: Да,
вроде, незачем: последний раз мы искали рецепты похудения. Еще у нас
был любимый чайный интернет-магазин, но он испортился, иногда лазим
на питерский сайт, чтобы узнать, что происходит в городе.
'Мир I': А как
работает Андрей? Это вопрос о жанрах:
Ира: А надо ли
об этом?
Андрей: Мое
мнение - жанров не существует, их выдумали литературоведы, чтобы
оправдать свое существование. Тысячелетиями существовало одно
литературное направление, которое, если подвести под жанр, - будет
фэнтези. Это и мифы, и рыцарские романы, и прочее. Вдруг веке в
восемнадцатом прорезалось чисто ремесленническое направление,
которое назвало себя реализмом.
И в силу,
вероятно, политических причин 'реализм' получил распространение.
Соответственно, литература стала на некоторое время публицистикой,
став предтечей современной газетной публицистики. Но подчеркиваю -
не современной публицистики! Ведь современная публицистика - это
опять же фэнтези: или триллер. Ну, во всяком случае, они
(публицисты) существуют в своем мире - иллюзорном, виртуальном, чем
периодически мешают миру нашему - реальному.
Нормальное
литературное произведение должно сочетать все жанры: боевик,
исторический роман, фэнтези, любовный роман, детектив и многое,
многое другое. А сейчас издатели и критики навязывают товарный знак
некоторой жанровой чистоты. Поэтому и читаем мы ТОЛЬКО детектив,
ТОЛЬКО боевик, ТОЛЬКО любовный роман, ТОЛЬКО фантастику.
Поэтому,
повторюсь, вот это навязывание чистоты жанра реализма, в общем-то,
привело к распаду литературы.
'Мир I': А
примеры Литературы можно привести:
Ира: 'Мастер и
Маргарита', 'Имя розы':
Андрей: Да,
правда, когда я прочитал Пинчона, наступило разочарование в Эко. Это
счастливые исключения, которые вошли в число мировых бестселлеров.
Ира: За эти
романы уже не принято извиняться, что у них большие тиражи. Обычно
это несовместимо - хорошая книжка и большой тираж. Если хорошая
литература выходит большим тиражом, интеллигенция считает своим
долгом извиниться: мол, непонятно, почему это произошло. Допустить
ей (интеллигенции) тот факт, что массы могут тащиться от того же,
что и она, ей в падлу! Простите за слово.
'Мир
I':
Часто Андрея связывают с термином 'турбореализм':
Андрей: Термин
"турбореализм" родился спонтанно, придумал и пустил его в ход В.
Покровский.
Итак, что это за
направление в литературе? Есть общепринятое понятие "реализм". Оно
подразумевает, что мир веществен, постижим, описуем; литература
этого мира пишет правду о нем и отражает этот мир объективно.
Есть более узкое
понятие "фантастика". Оно подразумевает, что мир веществен,
постижим, описуем; в нем есть род литературы, который оперирует
вымыслами.
Турбореализм
подразумевает, что наш мир, в основном, представляет собой
коллективный вымысел или, по меньшей мере, описание, текст,
информационный пакет; непосредственно в ощущениях мы получаем малую
толику информации о нем (да и ту, зная кое-что о механизмах
восприятия, можем ставить под сомнение), значительно же больше - в
виде сообщений, прошедших через многие руки. Любое знание о мире
может оказаться в равной степени и истинным, и ложным. Турбореализм
отдает себе отчет в том, что различить истину и вымысел невозможно,
и тем не менее, в этой плывущей информационной среде нужно жить и
принимать решения. Можно сказать так: турбореализм есть литература
виртуального мира, в котором мы существуем.
Мы живем в выдуманном не нами мире: не нами,
не для нас, нам здесь неуютно. Тем не менее, приходится в нем
существовать. Это хрупкий, нереальный, выдуманный мир.
'Мир I':
Творческие планы?
Андрей:
Продолжать писать дальше.
|